Продолжение. День 3. Зониана и окрестности
В прошлом году я так и не попала ни в одну из критских пещер. Непорядок. Пещеры я люблю. Долго выбирала между Мелидони и Сфендони. Смущало то, что автобусом туда приезжаешь утром, пещеры маленькие – час, ну полтора со всеми прогулками вокруг.. а потом до трех часов ждать обратный автобус. Поэтому первоначально решила , что поеду в Мелидони, а обратный автобус ждать не буду, уйду пешком в Бали. Но потом наткнулась на информацию о том, что можно посмотреть в районе Зонианы. Это и ущелье Зониана, и монастырь Халепа (до него, правда, 10 км почти), ну и деревушка Axos (Ахос? Аксос?), где есть музей деревянной скульптуры. Решила ехать в Зониану, по карте оттуда до Аксоса километра полтора –два, монастырь дальше…в общем - по ситуации – посмотреть, побродить, где успею.
Автобус в Зониану ходит из Ретимно по будням, в 5-30. Так, похоже в этом большом автобусе я поеду одна.. Какая хорошая компания KTEL
Сначала трасса, потом автобус начинает забираться в горы. Разобраться в хитросплетениях критских серпантинов не всегда удается, но я точно уверена, что указателя «Зониана» я еще не видела, и тут за окном мелькает знакомая по инету вывеска музея… Аксос?? Я к водителю – «Зониана?» - «файв минитс, чейндж бас»
Подвозит меня к автобусу поменьше. Я в растерянности. С одной стороны, Аксос – это то, что мне нужно именно с утра, поскольку пещера в начале седьмого всяко закрыта… с другой стороны – вот сейчас вступать в сложные переговоры с водителями по поводу того, что в Зониану я не поеду… не, я не готова. Поеду, заодно выясню, где там в Зониане остановка, разведаю в общем… Маленький автобус провозит меня по паре спусков-подъемов (а большой уходит, как я поняла, в направлении Аногии), потом провозит по всей Зониане. «Back stop here?” – “Yes, three thirty”
Хорошо, некоторая ясность и надежда сегодня вернуться в Ретимно появились. Пошли гулять.
У меня нет рационального объяснения, почему большинство снимков этого дня сделаны не камерой, а телефоном.. Может быть потому, что только что поднявшееся солнце заливало все интересные кадры безжалостной белизной, а может быть потому, что ветер и запах все равно не получаются на фотографиях…
Поверьте на слово. Там хорошо. Там очень хорошо.
Спуск-подъем, возвращаюсь в Аксос. Музей , конечно же, тоже еще закрыт. Я помню, что он с 9, а на часах около 7, начало восьмого. Смотрю в сторону, где по идее расположен Мони Халепа… понимаю, что слегка переоценила свои силы.. если пойду туда, то уже ни музея, ни пещеры не будет, 20 км по таким серпантинам займут всяко больше 6 часов… И тут на глаза попадается указатель “Ancient Axos” … ну, собственно, почему нет.
Сами раскопки не произвели особого впечатления, тем более, что часть их перекрыта «козьими заборами» Но мне для того, чтобы ощутить древность Крита и не нужны особые артефакты…там эта древность в воздухе, в песке, в стволах олив и платанов.. Главное, что «древний Аксос» - на горушке, а там снова ветер и головокружительная панорама окрестных гор. Самое место для глотка воды и очередной баклавушки от дедушки Иоргоса.
Спускаюсь в обычный, недревний Аксос. Вот такая церквушка на краю обрыва, сорри за пересвеченный снимок, не могу его не выложить – этот балкончик над пустотой и горы вдалеке…
Иду по улочкам. Городок просыпается. Останавливаюсь поснимать вот это «творчество»
- из домика выходит бабулька, радостно здоровается « снимайте, снимайте», потом манит за собой «машина, машина». Заводит в дом, продолжая улыбаться, садится за станок, «позирует».
При этом ничего не предлагает купить, не навязывает… просто общается. Покупаю пару сувениров, прощаюсь.
Гуляю по городку. Суровые дедушки в кафенио искоса поглядывают на мои незагорелые (всего второй день на Крите ) коленки и сумасшедшие (уже второй день на Крите!!! ) глаза. На мое «Ясас» одобрительно-лениво кивают «Я…».
Иду к музею – закрыт, на часах без четверти девять. Тогда – кофе. На улочке пара столиков, сидят бабушка с дедушкой. Поднимаю глаза на вывеску, они в один голос – «Кафе, кафе». Прошу кофе, намереваюсь скромно присесть за свободный столик, но дедушка приветственно хлопает по соседнему с собой стулу. Бабушка приносит кофе. Беседуем.. о эти беседы на смеси языков и жестов… . Каким то образом все участники разговора понимают основные мысли – «кофе прекрасный», «сегодня жарко» , «ортодокс-хорошо» … в общем, «русский и грек – дружба навек».
А еще с такими дедушками можно просто хорошо помолчать, потягивая крепкий кофе.
Говорю , что жду открытия музея, дедушка одобрительно кивает. Пытаюсь купить у них бутылку воды – дедушка показывает на фонтанчик в десяти шагах и даже делает попытку приподняться со стула и помочь мне налить воды…не, ну фонтанчик так фонтанчик, спасибо…
Девять. Благодарю-расплачиваюсь, снова иду к музею. Закрыто. Несколько минут гуляю по веранде музея – там стоят несколько работ. Делаю пару снимков… ну, очевидно не судьба… что ж , значит в пещеру?
Обратная дорога – снова через «кофейного» дедушку. Он смотрит вопросительно, я пожимаю плечами – «закрыто», машу рукой и иду к тому самому фонтану. Воды действительно надо набрать. Пью, наливаю в бутылку… Краем глаза замечаю у кафешки подошедшего молодого грека. «Мой» дедушка вступает с ним в оживленный диалог, размахивая руками и показывая на меня. Так…подождем…
Молодой человек подбегает ко мне, и на очень хорошем английском « Вы в музей? Извините, у меня вчера много дел было, проспал, не успел открыть, если у вас есть время, через 15 минут я буду готов провести экскурсию»
Так Крит очередной раз сделал все по-своему, и как обычно – наилучшим образом. Ну и дедушка, конечно …
Музей. Я не специалист, но эти работы мне очень понравились . Они теплые и живые. Наивные. Грубоватые, но при этом детализированные до мельчайших мелочей… Но главное не это.. Меня водил по музею Никос, брат скульптора (того не было в этот день в городке) . И из всего , что он рассказывал и показывал, возникало ощущение, что музей этот, эти работы созданы человеком очень искренним, увлеченным, ВОвлеченным. Художником по призванию.
Я спросила, продает ли Георгиос, скульптор, свои работы – нет , только в музей. Образование? Нет специального, но с 9 лет пробовал разные материалы и формы…
Ну и сами сроки работы над скульптурами – полгода, 10 месяцев, год.. По фото, потом с моделями… Разные породы дерева, разные сюжеты…
В мастерской Никос отколол от разных деревянных колод по щепочке – «понюхайте». Знакомый смолистый запах сосны, олива, неуловимая горчинка кипариса
.. Хороший музей. (сайт музея , кстати,
http://woodenmuseum.gr/en/)
Очередной раз радуя дедушек коленками и веселым «Ясас», отправилась в обратный путь. Жарко.
На подходе к пещере меня обогнал туристический автобус – прекрасно, насколько я помню, в Сфендони пускают группами. Пещера прекрасна. Конечно, хорошо бы оказаться там на подольше и в меньшем количестве народа, но даже так, чуть приотстав от группы, можно постоять в гроте, принюхиваясь к подземной сырости, скользя глазами по невероятным хитросплетениям сталактитов и сталагмитов, ..а еще эта вечная магия цветных огней…
Ну что ж , на улице полдень, прогулки становятся тяжелы… перекусить и ждать автобус. Правда , разогнавшись, я проскочила таверны у пещеры, в итоге моим обедом стал горячий тост с сыром в какой то ну очень местной кофейне… там просто ничего не было кроме кофе и тостов… Но честное слово, это был один из лучших тостов, которые я когда либо ела. Автобус пришел. Почти вовремя. День удался.